Рецензии

Отзывы и рецензии к роману "Сказка со счастливым началом"

 

 


предисловие к роману

 

Непростые "если" одной сказки...

 

Сентиментальный роман часто путают с мелодрамой, ожидая жалостливой истории, где идеальные влюблённые красиво изображают чувства, а злодеи отвратительны от природы и не способны ни на что человеческое. А ведь классики жанра считали способность глубоко переживать и, главное, — сопереживать — самыми главными чертами, определяющими Человека. Что будет, если наделить всех героев способностью жить только своими чувствами, отдаваться им целиком: «уж любить — так любить, ненавидеть — так всей душой»?

 Что, если героиня, рассудительная максималистка, которая старалась всегда всё делать правильно, становится вдруг — «пропащей»? Собирается замуж за «приличного человека», а оказывается в постели с бандитским наследником, ещё и возмутительно младше себя? 

«Всё счастье, и всё горе, которые мне выделили в жизни…»  — благодарно произносит сгорающая Снегурочка. 

Что, если брак, заключённый на небесах, приносит одни только беды и проклятия близких, каждый из которых считает своим правом и долгом требовать — «отступись!» Стоит ли бороться с судьбой, и как не перепутать судьбу с чужой волей?  Найдётся ли тот, кто скажет:  «Ну, пошли жить дальше …», — когда твоя жизнь кажется тебе пепелищем?

 В романе Галины Маркус  «Сказка со счастливым началом» много непростых «если». 

Это глубокий и честный разговор о настоящих мотивах наших поступков. Об ответственности за выбор, который мы делаем каждую минуту. Тем более, если это выбор «между порядком и хаосом, рассудком и сумасшествием, спокойствием и страхом, счастьем и пучиной бед».

 И ещё эта удивительная книга —  о самом главном родстве, которого одинаково жаждут богатые и бедные, счастливые и несчастные, все-все-все — о родстве душ. И о сказке, вера в которую это родство являет. 

Какой же конец должен быть у  «Сказки со счастливым началом»? Не спешите ответить…

 Руководитель издательских программ продюсерской компании «Артбухта», редактор одноименного литературного интернет-журнала, прозаик

  ЕКАТЕРИНА ЗЛОБИНА


Рецензия

 

 Это удивительный роман. Любовный, психологический, детективный, философский… похожий на притчу… нежный… жёсткий… многослойный, многоэтажный — как жизнь. Подлость, предательство, верность, самоотверженность, безрассудство, бескорыстие, расчёт, безоглядность, вера, цинизм, тайны, разгадки… и подчас не поочерёдно, а всё сразу вместе, семь-десять в одном… как это бывает и в жизни.

Неслучайные случайности через время обнаруживают свою неслучайность, — то, к чему они вели и должны были привести. И любовь взаправдашняя, тоже многослойная. Люди-вопросы, люди-ответы.

Начинаешь читать — и через несколько страниц понимаешь: тебя уже зацепило, повело. Удивляешься: что же такое особенное в тексте?

Всё. Начиная с того, «как сделано».

А сделано, как в кино. Роман почти весь построен на диалогах. То, что не диалоги, – это точные зримые и ощущаемые детали быта, фона, на котором происходят действия. Автор скорее показывает и даёт услышать. А там, где требуется авторская речь (какой же роман без неё?!), за автора говорит детская игрушка — лис Борис.  И названия глав – вроде «ключа»: «Борис умоляет», «Борис обижается», «Борис вредничает», «Борис иронизирует», «Борис меняет мнение». А когда читателю совсем уж невмоготу от драматических, а затем и трагических событий, лис Борис утешает:

« — Спокойно, — сказал он. — Не надо паники. Я все устрою.

И Соня сразу ему поверила. И он… всё устроил».

Явь и выдумка переплетаются, переходят одна в другую… Игрушка лис Борис, потерявший глаза за долгую жизнь и будто бы неживой, видит больше и понимает лучше иных людей, живых и зрячих. Или это героине, Соне, кажется, что игрушечный лис видит и понимает, — она как бы «думает им». Героиня сродни Маленькому Принцу – умеет «видеть живого барашка» в нарисованной коробке.

Это в какой-то мере роман-преображение. Игрушечный лис Борис со временем обретает новые глаза. Приобретают их и герои…

Очень хорош язык романа! Нет ощущения литературной искусственности, и в то же время это абсолютно литературный язык — внятный, точный, образный, психологически и ситуационно оправданный, живой и при этом без перехлёстов, без «дешёвой жизненности», без лишнего. Чувство меры и вкус не изменяют автору до последней строки, к которой торопится читатель, полюбив героев и спеша узнать, как же в конце концов «всё устроил» мудрый игрушечный лис Борис…

…или сами герои, умеющие слышать тихие подсказки в событиях?..

КАРИНА АРУЧЕАН (Мусаэлян), член Союза Писателей России, лауреат премий Союза Журналистов России и Московского Союза Журналистов.


 


Отзывы читателей



 Закончила читать Ваш роман. К сожалению, никогда не писала рецензий, а посему изложу только свои эмоции. И прежде всего – о героях. Разработка характеров глубокая, они живые и цельные, нигде, ни в одной из главок Вы не сбились с их «характеров», с их индивидуального языка, а это для писателя очень важно. И Соня, и Анька, Митя, Женя, Костик, Танька, зав. садиком, Надька… все, настоящие. Стиль у Вас тоже свой, - живой, увлекающий, - интеллигентный. Читала и диву давалась: и как Вы только сумели так подробно исследовать мотивы поведения своих героев? 

Теперь - о содержании. Сюжет романа выстроен стройно, напряжённо, - увлекательно. И, самое главное, он утверждает то, чего сейчас, - в век денег, денег! – так не хватает в жизни: приоритет настоящих человеческих чувств, которое только и делают человека счастливым, - доброты и любви. Иначе – опустошенность и вымирание. 

Мне очень близка Ваша метущаяся Соня, не было ни одного её поступка, в который не поверила бы, с которым не согласилась. Иногда было жаль её, - собственно, всё повествование ведется как бы «от первого лица», - в каждом эпизоде она, она, она! 

Искренне восхищаюсь той колоссальной работой, которую Вы проделали, написав столь объемный роман. Желаю Вам успехов в творчестве и такого же горячего утверждения единственно верных моральных правил, – добра и любви к ближнему.   

ГАЛИНА САФОНОВА-ПИРУС, режиссёр, писатель


Галина, напрасно Вы думаете, что "большие формы" плохо читаются! Ваши - прекрасно, на одном дыхании... Увидела на сайте arts.in.ua иллюстрацию моего любимого художника О.Ильдюкова, воспользовалась ссылкой на текст, и просто "пропала" на то время, которое читала. Редко, наверное только у Дины Рубиной, я начинаю с первых строк жить жизнью "героев"... Мары, Сони, Лиса... С первых строк я начала "видеть" их, что для меня очень важно, как для человека рисующего.

Я не могу сказать Вам , как Ваши рецензенты на сайте, кто мне симпатичен из героев, кто нет, и почему..Они для меня все просто существуют, живут, говорят, совершают поступки, попадают в круговерть событий..

Намеренно не хочу писать "рецензию" на Вашу прекрасную, искреннюю, пронизавшую меня до самой глубины , историю... Для меня очень важны две вещи, когда я читаю. Первое - я должна "видеть" то, что происходит... В такой степени, чтобы нарисовать, если потребуется. (Так четко, кстати, было в квартире у дедушки Вадика... Мне казалось, что я вижу конкретные предметы, вещи, которые стоят на пыльных полках) 

И второе - что вот именно ТАК бы я и сказала... (одна моя знакомая художница сказала мне как-то, что если бы я могла, я бы рисовала так, как Вы:)) То есть , каждое слово именно на своем месте, и изменить уже ничего не нужно, и не хочется... Так у меня, когда я читаю Моэма, и Дину Рубину... 

И еще... Если бы кто-то заинтересовался тем, что я на самом деле думаю, что чувствую, какие у меня принципы, и как я отношусь к окружающему миру, то я бы посоветовала ему прочитать Вашу "Сказку.." Но это уже из области "совпадений":)

Я Вам очень благодарна за доверие... Правда... Я знаю, каково отдавать свои "детища" на суд других людей.  Но нарисовать просто..Это как бы один кадр из фильма, одна картина - один кадр. А вот связать их все, эти "картинки", да еще и "оживить", дать им двигаться, чувствовать... просто жить... И чтобы читатели увидели, почувствовали, поверили...

Ну , и напоследок всего сказанного:) ..Я записалась в Ваши поклонники.. И извините, если я что-то не так сказала... Я - искренне...

ЕЛЕНА ЮШИНА, художник


 Дочитала только что - слёзы ещё стоят в глазах... Слов - нет...  Сказать, что мне нравится - это ничего не сказать! Ваша книга не похожа ни на что из прочитанного мною за мою тридцатилетнюю с лишним читательскую "карьеру":)  Она живая и каждый её персонаж - совершенно живой для меня!

Это действительно сказка - в самом высоком смысле.  Вам удалось создать неповторимое произведение, в котором реалии нашей жизни наполнены сказочной глубиной!

Все герои - абсолютно реальные. Кажется, что я знала их лично! Всех - даже эпизодических.

Очень много трогательных моментов и неповторимого тепла внёс Вадик... Меня так тронула сцена в парке, когда Соня сказала ему, что снежные гномики делают домики из варежек, - я сразу же подумала: не видать ей больше варежек:) И потом - очень много было света, исходящего от этого ребёнка, как и от книги в целом...

Мне показалось, что они стали моей семьёй - Мара, Соня и даже Анька. 

Концовка - великолепна! Я не критик, не литературовед, я не считаю себя человеком, разбирающимся в литературе - я - просто читатель, тот самый, ради которого, вроде бы, трудятся все вышеперечисленные:) Хотя часто кажется, что трудятся они не для нас, а - против нас...

И я влюбилась в Вашу книгу и её героев! И концовка - самая лучшая, потрясающая, прекрасная! Пишу Вам, продолжая вытирать слёзы, - честное слово!

Ваша книга - ЧУДО! Я счастлива, что прочла её!

РИНА МИХЕЕВА, прозаик 


 Сегодня закончила чтение «Сказки со счастливым началом» Галины Маркус. Давненько не брала в руки столь многостраничный труд: когда начинала, думала – не осилю. Так нет же, прочитала почти залпом и в конце даже немножко всплакнула, хотя в свое время финальные сцены у Ш. Бронте в «Джен Эйр» подействовали сильнее. На самом деле, сюжет закручен круто, события развиваются по всем законам не только сентиментального, но местами и авантюрного романа. Скажу о героях. Соня узнаваема, таких в России – умных, культурных, добрых, эмоциональных – немало, мне лично они симпатичны. Но часто они не очень счастливы в личной жизни, да и где взять им подстать представителей другой половины человечества. Встретился Соне идеал, пришла сказочная любовь, но любимый оказался «хоть и хороший мужик, но не герой». Образ Мити-Димы, как я его увидела, в значительной мере не цельный, «лоскутный» - из 2-3 разных людей, «книжный», а потому показался мне не очень интересным. А понравились «сочные» образы Аньки, Мары, в значительной степени Жени. В целом роман понравился, читать его было волнительно и интересно. Порекомендую своим друзьям.  

Светлана Максимовна, кандидат медицинских наук, пенсионер


  Вчера закончил читать роман. Впечатлило. Очень эмоционально. Содержательно. Держит внимание на всём своём протяжении. 

 Если быть честным, порой казалось, что даже перебор  болевых моментов, примет нашего российского настоящего. Казалось, ещё чуть-чуть и будет too much... Но - Вам удалось не скатиться в пошлость. Браво!

Многое меня искренне тронуло,  глубоко пробрало. Авторский слог, владение языком повествования пленяет.

 ОЛЕГ ИЛЬДЮКОВ, художник


 «Немаленький текст», говорите? Для голодного до Вашего творчества — самый что ни на есть маленький. Настолько живые герои — и Соня, и Дима, и… Мара… Ну и Лис, конечно же! Удивительный необычный персонаж, настолько понравившийся, что невольно мыслями возвращаешься к нему вновь и вновь. И очень хочется продолжения!

 СВЕТЛАНА БЕЛОВА, читатель


 Уважаемая Галина. Я тот, кому посчастливилось одному из первых прочитать "Сказку со счастливым началом...".  Несколько слов от себя. Не являюсь поклонником романов о любви, поэтому не могу сказать точно – "так" или "не так" написано. В целом воспринял "Сказку…" хорошо, могу сказать даже, что мне понравилось. Отношусь, кстати, к тем, кто не до конца принимает таинство венчания, вернее, то, что впоследствии необходимо быть верным одному человеку, которого даже нет рядом. В прочтенном же есть какое-то понимание, что именно так правильно, так нужно жить...

Читается легко, останавливаться не хочется. Затянутости по ходу текста нет, это тоже понравилось. Присутствует динамика. 

Повторюсь, что "Сказка..." мне понравилась. Удачи Вам в её публикации. И почему-то хочется продолжения...

ЕВГЕНИЙ КОРОТКИХ, редактор


К достоинствам этого романа могу смело отнести оригинальное решение - неодушевленный персонаж, лиса, наделенного, вопреки всему не только способностью мыслить логически и непредвзято, предугадывать развитие событий, но и возможностью всем этим делиться - как с героями произведения, так и с читателями.

Этот момент получился изумительным, неизбитым, трогательным и в то же время очень насыщенным смысловой нагрузкой. Борис не только придает уникальность и особенную остроту всему происходящему с Соней, но и удивительным образом сочетает в себе две роли - помощника и защитника. Причем, вторая роль вообще потрясающая: будучи куклой, Борис лишен возможности не только самостоятельно принимать решения, но и передвигаться - т.е. вообще как-либо физически влиять на что-то. И при этом - его влияние ощущается буквально во всех моментах! Этот персонаж - просто находка.

Отдельно отмечу то, как он подан - не побоюсь этого слова: безупречно. Он живой и в то же время не перестает быть тем, кто он есть на самом деле, он говорит и рефлексирует, и почему-то это воспринимается естественно, словно все кукольные персонажи ведут себя именно так.

 ВИТА МАРГИНА, редактор, прозаик

 

 

«История невероятной любви и тихого подвига»

Отзыв о романе Галины Маркус «Сказка со счастливым началом»

Роман Галины Маркус многоплановый, каждый найдёт в нём что-то своё. Для кого-то он будет яркой историей любви с неожиданными и захватывающими сюжетными поворотами. Кому-то — более близкой покажется тема пережитого детского одиночества, нравственного становления, воздействия, которое оказывают друг на друга родные люди, и не только взрослые на детей, но и дети на взрослых. А кто-то, сопоставив истории Сони и Мары, попробует найти ответ на один из самых трудных вопросов — на вопрос о прощении.

Автор пишет о том, что знает. В сотрудниках главной героини, представителях местной власти, враче, грубоватой современной молодёжи, малышах из детского сада читатель вполне может узнать себя, своих знакомых, друзей, детей или родителей. Ну, и какая же сказка без  волшебства… Наряду с человеческими героями в романе действует… игрушка, лис из кукольного театра, вышедший на пенсию, чтобы воспитывать сначала маленькую, а потом уже и взрослую Соню. Был ли он действительно живым, это пусть каждый читатель решит для себя сам.

Я выделила три основные идеи, на которых держится роман. Первая — это идея истинной, Богом данной и освящённой в церкви супружеской любви, делающей пару единым целым. Автор не говорит об этом напрямую, но сама канва произведения построена так, что ближе к развязке понимаешь: этих людей разделить невозможно, ведь чудо свершилось, а чудо неделимо. И никакого выбора на самом деле нет, отказаться от этой любви значило бы пойти против человеческой природы — в том виде, в котором она изначально задумана Творцом.

Вторая — это идея естественной жизни обычного человека с «внутренним нравственным законом». То, как Соня относится к детям, к сестре, да вообще к людям, свидетельствует о цельности её характера, тихом мужестве, верности — в первую очередь самой себе. Ведь «нет на свете страшнее измены, чем измена себе самому». Третья — это та самая идея прощения, и даже, пожалуй, смысла жизни. Стоит отметить, что безапелляционного  ответа на этот вопрос автор, конечно же, не даёт. Да и кто его может дать. Всю жизнь Мара жила ради других: дочерей — родной и приёмной, бесхарактерного, беспринципного мужа, неверной подруги… Мара могла простить всё, вплоть до оскорблений и физической измены. Единственное, чего не простила, это  предательства — в духовном смысле слова.  Хотя, что значит, не простила? Вроде выгнала муженька, но потом ему же и его новой семье помогала, потому что в этом и состояла суть её характера — помогать тому, кто сам не в силах себе помочь. Стесняющаяся собственного благородства, Мара, совершая деятельное добро, панически боялась выглядеть в чужих глазах «героиней», а может, и «ненормальной»?.. Этот сложный персонаж, и его судьба ранит, приводит в некое замешательство. Иногда хочется крикнуть ей: мол, любви к себе тоже никто не отменял, и вдруг ловишь себя на мысли: а если только так и надо? И тут же понимаешь, что лично ты так не сможешь.

Дочь Мары Соня не является настолько безответной, и обиду в определённых ситуациях может выразить конкретно и пылко. Но главное, во всех своих поступках она действует как человек глубоко порядочный и милосердный, которому недоступно чувство смертельной ненависти к врагам, когда, что называется, будь моя воля, сама б убила.  Ей действительно жаль их, ей  очень больно и досадно, но она их не ненавидит. Пожалуй, это качество делает главную героиню действительно особенной, такой, каких мало, ярким представителем добрых сил, которые, конечно же, победят, только цена этой победы духа будет очень высока. Завершу свой отзыв известными словами Вольтера: «Любые жанры хороши, кроме скучного».  Задумаетесь ли вы обо всём том, что я здесь написала, или задумаетесь о чём-то своём, вообще не задумаетесь — но яркие сюжетные перипетии скучать вам не позволят точно, и уснуть над этой «сказкой» у вас не получится.    

журналист и прозаик Ирина Митрофанова

_______________________________________________________________________________

Круговорот любви в природе. Рецензия Ирины Филипповой.

В этой книге ВСЁ неправильно.  От названия до заключительных слов, от обложки до объема, от сюжета до подачи материала. Всё – наоборот. И  как бы ни старались литературные критики подогнать текст под общий трафарет современной литературы – не получится. Автор почему-то НЕ хочет прогнуться под многократно апробированный метод – писать на потребу многоуважаемой публики. И еще почему-то не хочет автор встать в длинную очередь «литературных эстетов» и радовать пресыщенный литературный бомонд многозначительными намеками, инсталляциями нано-слова,  потоком сознания своих героев и т.д.

И не пользуется ничем из того «прозаического набора», «литературного субстрата», который  гарантирует если не успех произведения, то хотя бы запоминаемость в окололитературной тусовке. Дескать, «знаем, знаем, помним, помним - был какой-то эпатаж».

А что же мы имеем в данном романе? Попрание всех основ мы имеем. Что возмутительно, несомненно. А главное  - НЕ понятно половине пишущей братии. Итак.

Что это за название? «Сказка со счастливым началом…»  И какой же «букер» клюнет на эту тему? Кому в литературе нужно счастье? Или сказка? Назвать надо брутально – «Детсад NN». Чтобы сразу в курс дела ввести. И Фрейда побольше. Психоанализа в тексте достаточно, а Фрейда не хватает. И даже больше – все поперек Фрейду идет.

Интернатский ребенок – девочка, которая сжалась в вакууме нелюбви. И выбирает себе друга – игрушечного лиса.  Нормальная (или все-таки нет?) ситуация? Для детей, которым не хватает материнской любви – да. Причем, изначально в этих детях заложено стремление – не только впитывать любовь, но и отдавать.

И девочка начинает генерировать любовь... 

…Молодой любовник? Желание любви и счастья? А разве не было этой любви у ждущего уже семейного счастья жениха Жени?  Была. Хорошая. Крепкая, покровительственная любовь.

Но… Но у женщин  бывает другая любовь – любовь жертвенная. Когда эту любовь не бросаешь к ногам избранника, а заворачиваешь в нее. Чтобы оберечь.

Это для других ее молодой любовник – успешный сын состоятельных родителей. Для нее – это глубоко раненный ребенок, плацдарм эгоизма родителей. Объект экспериментальной любви амбиций. И она сторицей платит ему своей уверенностью и мягкой поддержкой за его восхищение.

Она, именно она – Соня – является  той опорой для  слабого вьюнка, который ее нежно обнимает. И меняется потихоньку – в лучшую сторону.

Такой же опорой она становится и для Вадика, пятилетнего сироты.

То есть, получив капельку тепла от одинокой  женщины – артистки детского театра, приемной матери,  эта девочка старается обогреть любовью таких же заброшенных детей.

Это называется – КРУГОВОРОТ любви в природе.

И так – должно быть. И было – всегда. Вот только в литературе с этим большая напряженность.

Ведь так и ждешь – ну, не бывает так у автора. Где же – чернуха? Где же наши извечные чернушные ценности – ну, неужели читателя можно зацепить этой… любовью…

Где продажная любовь?  Где скрежетание зубами от предательства? Где …. Ну, в общем – много где… Потому что – непривычно.

Герои – обыкновенные. Обыкновенная воспитательница детского садика. Которая не обличает «режим» и не стонет над своей крохотной зарплатой. Обыкновенный возлюбленный (ну и что – разница в несколько лет? и не такое читали)… И обыкновенное желание – пригреть обездоленных детей… И много чего – обыкновенного.

Вот только книга – необыкновенная. Интеллектуальный бунт своего рода. И ведь сама Галина Маркус прекрасно понимает, что это – БУНТ. Против глупости и пошлости, против гламурности и лживости современных «книг», против отвратительной всеядности и  смешного копирования «литературных лекал».

И, мне кажется, ей очень хочется донести мысль (это не идеализм: на 28-ми авторских листах – в основном мысли и чувства героини). Это – реальность. Обыкновенная реальность. Потому что ТАК бывает. Даже у самых простых и самых незаметных людей.   И именно у них так и бывает – не потеряно еще – круговорот любви в природе…