Круговорот любви в природе. Рецензия Ирины Филипповой.

В этой книге ВСЁ неправильно.  От названия до заключительных слов, от обложки до объема, от сюжета до подачи материала. Всё – наоборот. И  как бы ни старались литературные критики подогнать текст под общий трафарет современной литературы – не получится. Автор почему-то НЕ хочет прогнуться под многократно апробированный метод – писать на потребу многоуважаемой публики. И еще почему-то не хочет автор встать в длинную очередь «литературных эстетов» и радовать пресыщенный литературный бомонд многозначительными намеками, инсталляциями нано-слова,  потоком сознания своих героев и т.д.

И не пользуется ничем из того «прозаического набора», «литературного субстрата», который  гарантирует если не успех произведения, то хотя бы запоминаемость в окололитературной тусовке. Дескать, «знаем, знаем, помним, помним - был какой-то эпатаж».

А что же мы имеем в данном романе? Попрание всех основ мы имеем. Что возмутительно, несомненно. А главное  - НЕ понятно половине пишущей братии. Итак.

Что это за название? «Сказка со счастливым началом…»  И какой же «букер» клюнет на эту тему? Кому в литературе нужно счастье? Или сказка? Назвать надо брутально – «Детсад NN». Чтобы сразу в курс дела ввести. И Фрейда побольше. Психоанализа в тексте достаточно, а Фрейда не хватает. И даже больше – все поперек Фрейду идет.

Интернатский ребенок – девочка, которая сжалась в вакууме нелюбви. И выбирает себе друга – игрушечного лиса.  Нормальная (или все-таки нет?) ситуация? Для детей, которым не хватает материнской любви – да. Причем, изначально в этих детях заложено стремление – не только впитывать любовь, но и отдавать.

И девочка начинает генерировать любовь... 

…Молодой любовник? Желание любви и счастья? А разве не было этой любви у ждущего уже семейного счастья жениха Жени?  Была. Хорошая. Крепкая, покровительственная любовь.

Но… Но у женщин  бывает другая любовь – любовь жертвенная. Когда эту любовь не бросаешь к ногам избранника, а заворачиваешь в нее. Чтобы оберечь.

Это для других ее молодой любовник – успешный сын состоятельных родителей. Для нее – это глубоко раненный ребенок, плацдарм эгоизма родителей. Объект экспериментальной любви амбиций. И она сторицей платит ему своей уверенностью и мягкой поддержкой за его восхищение.

Она, именно она – Соня – является  той опорой для  слабого вьюнка, который ее нежно обнимает. И меняется потихоньку – в лучшую сторону.

Такой же опорой она становится и для Вадика, пятилетнего сироты.

То есть, получив капельку тепла от одинокой  женщины – артистки детского театра, приемной матери,  эта девочка старается обогреть любовью таких же заброшенных детей.

Это называется – КРУГОВОРОТ любви в природе.

И так – должно быть. И было – всегда. Вот только в литературе с этим большая напряженность.

Ведь так и ждешь – ну, не бывает так у автора. Где же – чернуха? Где же наши извечные чернушные ценности – ну, неужели читателя можно зацепить этой… любовью…

Где продажная любовь?  Где скрежетание зубами от предательства? Где …. Ну, в общем – много где… Потому что – непривычно.

Герои – обыкновенные. Обыкновенная воспитательница детского садика. Которая не обличает «режим» и не стонет над своей крохотной зарплатой. Обыкновенный возлюбленный (ну и что – разница в несколько лет? и не такое читали)… И обыкновенное желание – пригреть обездоленных детей… И много чего – обыкновенного.

Вот только книга – необыкновенная. Интеллектуальный бунт своего рода. И ведь сама Галина Маркус прекрасно понимает, что это – БУНТ. Против глупости и пошлости, против гламурности и лживости современных «книг», против отвратительной всеядности и  смешного копирования «литературных лекал».

И, мне кажется, ей очень хочется донести мысль (это не идеализм: на 28-ми авторских листах – в основном мысли и чувства героини). Это – реальность. Обыкновенная реальность. Потому что ТАК бывает. Даже у самых простых и самых незаметных людей.   И именно у них так и бывает – не потеряно еще – круговорот любви в природе…