Живопись на шёлке и другие работы автора

Статья из журнала "Рецензент" № 11 март, 2009г.
Галина Мальцева "Отражаясь как в зеркале"

С детства мечтала рисовать… Мечты не совпадали с возможностями. Ни школы, ни техники у меня не было, а была только потребность самовыражения, множество идей и любовь к цвету. Искусство росписи ткани всегда восхищало, но казалось абсолютно недоступным. Причем роспись одежды мало меня трогала – мое знакомство с рукоделием закончилось в шестом классе, когда я испортила огромный кусок ткани, неправильно раскроив юбку. Не трогает и теперь. Картины… Картины на шелке – вот это была мечта!
Поэтому, волею случая и с помощью добрых, по-настоящему талантливых людей, дорвавшись, наконец, до знания крохотных азов этой бесконечно разнообразной техники, я, как истинный неофит, принялась активно творить. 

(продолжение ниже)



Осенняя река
Осенняя река
Цветы за стеклом (масло)
Цветы за стеклом (масло)
Прорыв
Прорыв
"Прорыв" в интерьере владельца
"Прорыв" в интерьере владельца
Натюрморт "Время"
Натюрморт "Время"
Книга твоей души
Книга твоей души
Собственность Карины Аручеан, автора книги "Полководец Соня, или в поисках земли обетованной". Написано по впечатлением о.. далее
В интерьере вдохновительницы
В интерьере вдохновительницы
Под дождём (масло)
Под дождём (масло)
Искусство
Искусство

Надо сказать, что шелк (особенно атлас) – необыкновенно благодарный материал. Он принимал мой непрофессионализм, обыгрывал самую простую работу, подхватывая и приумножая малейшую удачу. Правда, ошибки и неудачи становились на нем катастрофически непоправимыми… 
Не обладая большими техническими возможностями, я попыталась заняться стилизацией. Мой выбор в батике пал на самую простую технологию - с использованием контура (и да простят меня профессионалы, если не так все объясняю и называю). Контур можно было наносить с помощью специального прозрачного состава - так называемого резерва, или горячим воском. Конечно, в своих ограниченных условиях я остановилась на более простом варианте - холодном батике. 


Но и эта технология потребовала множество приспособлений и затрат. Все было сложно – заказать подходящую рамку, купить качественную ткань, научиться ровно ее натягивать, а самое главное – аккуратно наносить резерв, ведь иначе краска растечется и вся работа будет безвозвратно испорчена. Что касается идей – то я ими просто фонтанировала. На курсах нам советовали искать и копировать для начала какие-то иллюстрации, использовать природный материал и тому подобные полезные в учебных целях вещи… Но куда там! Это было неинтересно – интересно было скорее начать выражать себя, ничего еще толком и не умея.

Стеклянная трубочка, с помощью которой наносился контур, казалась мне волшебной палочкой. А краски! Когда я расставляла перед собой все эти чудесные прозрачные баночки, я просто облизывалась, чувствуя вкус каждого цвета: карамельный – желтого и коричневого; свежий, мятный – зеленого; нежный, пощипывающий – всех оттенков синего; сладкий - ярко-красных цветов и горечь насыщенного черного. Мне хотелось использовать их все одновременно, постоянно смешивать, экспериментировать, получая самые невероятные тона и оттенки… 

Боюсь, я перестаралась, пытаясь в одной работе открыть для себя, как выглядят все эти цвета на шелке – а выглядели они потрясающе. Блеск атласа на глазах создавал чудо. Я с упоением смешивала краски, как акварель, прямо на ткани. А потом… Рвала свой «шедевр» на мелкие кусочки и выкидывала. Как и в любом искусстве, в живописи на шелке требовались чувство вкуса, мера, умение правильно сочетать цвета и видеть всю работу целиком. Я и сейчас не уверена, что любовь к аляповатости полностью изжита мной. А педагог только качала головой, видя, как я принялась использовать контур как карандаш – направо и налево, не только для ограничения красок, но и в качестве самостоятельных линий. По правде говоря, надо было научиться еще очень и очень многому.


Ну, что поделать? Это только настоящие художники умеют быть требовательными к себе. А я и сейчас твердо знаю, что рисовать (писать) не умею, и позволяю себе, в отличие от истинных живописцев, все чаще оставаться довольной результатом))) Но главное удовольствие получаю от процесса. Несколько, на мой взгляд, более-менее приличных работ теперь мне не принадлежат, и я испытываю от этого такое счастье! Люди, у которых они висят, видимо, не подозревают, что картины эти не имеют художественной ценности. Они в один голос говорят мне, как отдыхают у них глаза на моих работах – мне этого вполне достаточно, это ли не сбывшаяся мечта? 


Но с некоторыми я никогда не расстанусь – у меня дома висят «Рябина», «Каунас…», «Осень, река» и натюрморт «Время». Последняя останется здесь потому, что была самой первой моей работой. В ней я еще не рисковала пользоваться акварельной техникой и смешивать цвета прямо на ткани, работала строго в рамках контура, да еще переборщила с солью (есть такой эффект в батике – посыпать солью мокрую ткань). «Время» на этой работе предстает в нескольких ипостасях – застывшая фотография, увядающая в цветке жизнь, конечно же, часы и шахматная фигура как символ мышления. 
«Каунас. Улица. Дождь» - здесь все сказано в названии. Моя любовь к Литве, ее соборам и ощутимым в воздухе ангелам выразилась и в картине «Вильнюс» - она нарисована на заказ, в подарок еще одному любителю Прибалтики.


«В руках рябины кисть, как символ» - посвящена Марине Цветаевой и ее стихотворению («Красною кистью рябина зажглась…). Работа выполнена в несколько слоев – сначала многоцветный фон, потом контуры колоколов, затем снова фон – уже для рябины, и снова контур, который принял цвет алой подкладки. В самом конце выписаны ягоды - хотелось, чтобы они выступали и казались объемными. Для меня рябина – особый символ. Многие просят подарить этот батик, но… не отдам. Хотя можно попробовать сделать вариацию «на тему». 


«Осенняя аллея» - нарисована в подарок подруге, как иллюстрация к понравившемуся ей стихотворению «Я в платье длинном, темно-синем…»


Наверное, скажу еще про одну любимую работу – «Осеннее настроение». Она тоже уже «ушла» от меня. Наверное, это сразу заметно: тема осени - моя любимая. Никакие краски так не ложатся на шелк, как все оттенки желтого и красного. Эта картина немного грустная, навеяна прекрасной фотографией опадающих листьев, выложенной на сайте «Литсовет» Натальей Артеменковой (спасибо ей!). 


Почти каждая из работ связана у меня с каким-то стихотворением – образ сначала воплощается в стихах, а потом… Надеюсь, если когда-нибудь удастся выпустить поэтический сборник, проиллюстрировать его фотографиями своих же работ. И да простят меня настоящие художники по ткани! Всякий раз, посещая их выставки, я принимаю решение никогда больше не позориться и никому не говорить, что я тоже пишу на шелке. Но проходит время, сравнивать не с чем, и… мне снова все у себя нравится))))) 


Ведь в своих работах я отражаюсь, как в зеркале. А кто же не любит смотреть на себя в зеркало – смущенным и критическим взглядом любви?))